Зато в современном быту много одноразовых вещей. Стаканы, упаковка, бумажные билеты, бахилы, медицинские маски. Это дешёвые вещи, их дальнейшая судьба никому не была бы не интересна, если бы не осевшее где-то на краю сознания неприятное ощущение «плохо для экологии». Большинство людей это знает, но на их повседневность это знание не влияет. Других забот слишком много.
Тема бессмысленного, чрезмерного потребления в широком, философском смысле интересует художницу Милу Гаврилову в течение нескольких лет. Ее визуальный символ – летящий пакет, полет которого не имеет ни определенной цели, ни понятной траектории. Пакет практически невесом, его как будто и не существует вовсе, при этом он материален и очень быстро из нужной мелочи становится мусором, бытовым, визуальным и экологическим. Ставший не нужным пакет – не просто тара или пустая форма, но и форма существования ультимативной пустоты – не как отсутствия определенного содержания, а как отрицания какого бы то ни было содержания, самой его необходимости.
Здесь мы приходим к мотиву чрезвычайной легкости и отсутствия веса не как чего-то прекрасного, а как, напротив, неприятного, тревожного. Эту проблему подробно исследовал Милан Кундера в романе «Невыносимая легкость бытия». Легкость, не уравновешенная тяжестью, не чередующаяся с ней, а существующая сама по себе, вне этой дуальности, ближе к небытию, чем к счастью. Пакет, воздушный шарик, пластиковый стаканчик или любая другая дешевая одноразовая мелочь заражена этим вирусом легкости. Срок полезного существования такой вещи в тысячу раз короче, чем период, в течение которого она потом носится, гонимая ветром, неприкаянная, или лежит на земле, так и не становясь ею, не сливаясь с ней.
Если пакет порвался, пластиковый стаканчик испачкался, мы привыкли выбрасывать их и заменять новыми. Потому что они одноразовые. Их никому не жалко. Срок их жизни короток, но большинство людей не считает это проблемой.
Человек живет всего один раз и недолго. У человека и пакета больше общего, чем кажется.
Бытие пакета – насмешка над бытием человека, пародия на него. Склонный к печали человек видит в этом обреченность, но тот, кто пережил печаль и живет в период постпечали, учится противопоставлять мысли об оскорбительной одноразовости сознательное прибавление веса и смысла каждому часу. Оно помогает лечиться от невыносимой легкости, вызывающей тошноту и головокружение.