Точка пейзажа

9 августа в 19:00 в галерее «Измайлово» откроется выставка «Точка пейзажа», художественный проект арт-группы «АИ» (Федора Акимова и Нани Иремадзе).

Живопись и видео арт-группы – исследование и одновременно очевидное расширение возможностей современного пейзажа, фактически – создание нового течения, несомненно пересекающего границы жанра. 

Технически оставаясь верной классической живописи, Федора Акимова полностью меняет правила игры, вводя дополнительную переменную – место человека в пейзаже. Перемещение его и любых признаков его присутствия из кадра за кадр парадоксальным образом срабатывает как включение, а не как изъятие. На холстах нет ни одной человеческой фигуры, дома, линии электропередач – ничего, кроме неба, цвета, света и тени. Однако оптика художницы – это оптика человеческого восприятия; мир ее работ – это мир, вскользь, одномоментно, случайно увиденный человеком сквозь условное стекло.

В определенной степени здесь работает театральное обнажение приема. Актер на время выходит из роли, чем подчеркивает условность происходящего на сцене; выныривает из действия, чтобы затем снова в него включиться. В живописных работах «Точки пейзажа» отсутствует условность непосредственного восприятия – это не традиционная картина в раме, которую мы договорились считать существующей автономно. Акимова создает дополнительный слой: стекло, причем стекло это скорее метафизическое, нежели физическое, несмотря на делающие его видимым царапины, блики или как бы случайную расфокусировку взгляда. Стекло – это и барьер между видящим и увиденным, и живая ткань, место, где человек врастает в мир, становится его частью, принимает на себя бремя невидимого, но главного героя живописи Федоры Акимовой.

Видеоработы Нани Иремадзе аналогичным образом помещают зрителя на оптическую границу между субъектом и объектом, но здесь человек-наблюдатель оказывается драматически отделенным от мира, в котором возможно только присутствие, но не участие. Живая плоть Земли существует независимо от человека, бесконечно самовоспроизводясь, и хотя сам факт наблюдения трансформирует реальность, соприкосновение остается поверхностным, коммуникация – односторонней. Печаль, переживание отверженным своего одиночества – прерогатива существа, наделенного сознанием.

«Присутствие 2» – пространственно-временная игра с небольшим фрагментом видео «Присутствия 1». Иремадзе говорит на языке живописи средствами видео, причем модель взята ею из канона житийных икон, где житие предстает в виде последовательно соединенных сцен, размещенных на одной доске. Зритель может охватить его взглядом одномоментно. «Присутствие 2» по сути видеомозаика из двадцати пяти мини-роликов, помещенных на один экран. Каждый из фрагментов длится 4 секунды, общая продолжительность видео – 100 секунд. Один микроэпизод бесконечно перетекает в другой, и таким образом человеческий глаз одновременно видит все 25 кадров, фактически проживая 100 секунд за 4, как при быстрой перемотке пленки.

С разных сторон, в разных жанрах молодые художницы двигаются к новой для пейзажа точке, где человек подходит вплотную к собственной границе с миром и где остается, заряженный причастностью и отстраненный физической непреодолимостью этой границы.


Федора Акимова родилась в Киеве в 1987 году. Переехала в Петербург в 2010-м, годом позже поступила на факультет сценографии в Академию Художеств (СПб).

Нани Иремадзе родилась в Казани в 1993 году. В 2012-м переехала в Петербург, где поступила в Университет кино и телевидения (мастерская неигрового кино).

Федора Акимова и Нани Иремадзе работают вместе с конца 2015 года.