Эстетика аскезы в современном искусстве шире темы еды, но архетипическое «Хлеб и вода» вынесено в название неслучайно. «Умножение хлебов» Анастасии Врубель, «Хлеба и рыбы» Анны Шайдуровой, «Праздничный стол» Виктории Ушаковой, «Лишний хлеб» Константина Масленникова, живопись Елены Тарутиной из цикла «Сто дней из жизни кухонной раковины» – своего рода археология аскезы, где художник слой за слоем снимает грунт и открывает миру неочевидную красоту простого.
Холсты Ивана Флоренского из серии «Быт(ие)», триптих Виктора Перельмана «Чёрно-белые копии лучших работ Марка Ротко» – метафизика проекта, отчасти ироническая, отчасти серьезная. Павел Боркунов, Ольга Налётова, Лена Красотина и Анна Мельниченко выхватывают из тьмы простые и прекрасные в своей простоте бытовые предметы. Миниатюры Глеба Мишина сопрягают сказочное и репортажное.
Инсталляция Александра Русова «В пустом доме», «Внутренний Подольск» Анны Каулиной, «Академгородок» Виктора Циряниди, серия Константина Корнакова «Квартира» работают с темой аскезы в надбытовом, пространственном измерении. Неживая полка, пустые комнаты, в которых только свет и тень, столы и стулья – костяк, освобожденный от иссохшей плоти; необходимое и достаточное.
Керамика Алены Белоусовой «Сброшенное рубище» намёком воспроизводит форму и фактуру, тогда как Оксана Стогова буквально работает с рубищем как с материалом, используя текстиль из секонд-хенда не только в роли холста, но и – фрагментарно – в роли условного масла. Образы Александра Дедушева, Татьяны Малюковой и Марии Гончаровой связаны с телесностью одновременно как материей аскезы и ее же метафорой.
Довольствоваться малым, ограничивать себя по имя духовного роста или иной большой цели – умение, которое становится востребованным как в материально трудные времена, так и во времена, напротив, полные искушений и ими опасные. Способность переключиться на аскетическое мироощущение помогает оставаться человеком в условиях и ситуациях, делающих это почти невозможным.