«Память тела – особый случай памяти, в котором чисто биологическое переплетается с собственно человеческим, а бессознательное с сознательным. Время здесь схватывается через те изменения, которые коренятся в биологическом существовании человека, в его движении от младенчества к старости. Человеческое тело оказывается территорией, где время оставляет видимые следы – взросления, старения, тех или иных событий. Это заставляет обратиться к возрасту как к «особой среде» восприятия времени в рамках телесного существования.
[…] Телесная память не укладывается полностью в пространство памяти автобиографической, последовательность отдельных элементов-эпизодов которой задается сюжетом, смысловой линией жизни, однако она является источником особого рода непрерывности исторической идентичности человека». («Память тела и биография в пространстве исторической культуры», А. Буллер, А.А. Линченко, «Вопросы философии», 2017, №12).
Ткань прошлого в работах пяти художниц, Елены Шаргановой, Полины Савиной, Надежды Прадес, Тани Елизаровой и Дарьи Клементьевой, ощущается телесно – холодом керамики, жесткостью сетки, остротой иглы, неровностью слоев. Эта тактильность основана, в свою очередь, на памяти тела, важной составляющей человеческой памяти.
Отправные точки творчества Елены Шаргановой – нежелание принимать необратимость времени, разрушение тотального доверия к настоящему. Художница документирует процесс течения времени, особенно интересуясь тем, как забывается, истаивает, оплывает прошлое. Является ли сохранение воспоминаний необходимым для поддержания собственной идентичности? Так ли важна достоверность того, что остается в памяти? Тему утраченных воспоминаний Елена Шарганова развивает в живописных работах, используя фактуры, напоминающие осыпавшуюся штукатурку, росписи. В керамике она также обращается к теме детства. Объем мягко выступает за пределы плоскости, проявляется и как бы оплавляется и тает.
Надежда Прадес подходит к тебе памяти иначе, находя способ противостоять забвени. Она ведет графический дневник, зарисовки в скетчбуках, которые в дальнейшем переползают и на холсты. Как сам процесс конспектирования лекций помогают запомнить материал через переработку информации, так и ведение рисованного дневника – сохранять в памяти моменты, которые могли бы быть утеряны безвозвратно. Прадес обращается к памяти не как к философскому, глобальному, а как к личному. В галерее будут показаны скетчбуки (как инсталляция, в закрытом виде), несколько разворотов в видеоформате и холсты.
Мультидисциплинарная художница Полина Савина занимается живописью, аналоговой и цифровой фотографией, а также ручной печатью. Посетители галереи увидят живописный триптих «Восход». Образ сварной решётки «солнышко», привычный жителю любого города на постсоветском пространстве, извлечен здесь из объясняющего его ландшафта и выступает как эмоционально заряженная абстракция. Такие образы впечатываются в память, и не будучи осознанными, плодородными слоями оседают на самое ее дно. «Что-то знакомое», говорят о таком, столкнувшись случайно, не подозревая, насколько определяющим это знакомое может быть. Что-то знакомое – так мог бы называться и выставочный проект в целом.
Задача серии цианотипий Полины Савиной – изобразить процесс записи и изменения визуальной информации, которую перерабатывает память. Художница использовала метод аналоговой печати. С каждого негатива было напечатано несколько изображений, для каждого из которых процесс печати на одном из этапов был нарушен, что и создаёт эффект «разрывов» в памяти.
В проекте «Причина для смелости» Таня Елизарова работает на алюминиевых пластинах методом гравировки. Металлическая сетка, смонтированная поверх изображения, создаёт ощущение дистанции, выстраивая границы между прошлым и настоящим, воспоминаниями и реальностью.
Субъективное восприятие времени формируется через взаимодействие с памятью. Все, что оставляет отпечаток в памяти, заполняет вектор времени каждого человека. При этом то, что не было окрашено чувствами, скорее всего канет в Лету. Чувства дают нам ощущение податливости времени, его замедления или ускорения под воздействием радости или боли, удовольствия или страха.
С темами памяти и забвения Дарья Клементьева взаимодействует через осмысление истории собственной семьи в проекте «Другие берега». Она размышляет о двойственной природе памяти, подвергающейся постоянной деформации. Работа с живописью выстраивается через создание и последовательное уничтожение образа путем нанесения многочисленных слоев краски, грунта, кусков обоев. Этот процесс становится метафорой воспоминания и последовательного забывания.
Память как совокупность процессов – сложное явление как в естественнонаучном смысле, так и в переводе на язык искусства и философии. Важно понимать, что ни одно воспоминание не равно событию, и ничто не статично: запоминание, воспоминание и забывание – три процесса, постоянно длящиеся в отношении каждого периода жизни, недели, дня, часа. Даже минуты. Прошлое продолжает изменяться после того, как истлевают бумажные календари, и человек – как во многом продукт прошлого и собственных представлений о нем – также живет в состоянии вечного становления. Ничто живое не статично.